На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Untitled Document


Литургика

«Лето Господне благоприятное»

Свящ. Алексий Хотеев

1 сентября по церковному календарю (14 сентября по гражданскому) – день церковного новолетия. В течение года совершается празднование важнейших евангельских событий, из которых двенадцать выделены как самые торжественные. Пасха, праздник в честь Воскресения Христова, не входит в число этих двенадцати, а стоит особо среди всех церковных дат и является «праздником праздников». Эти священные воспоминания, сменяющие друг друга, связывают жизнь христианина с Евангелием, поэтому церковный год можно считать исполнением евангельской проповеди. От Рождества Богородицы до Благовещения, от Рождества Христова до Богоявления, от Преображения до Воскресения мы следуем за дорогими сердцу событиями, погружаемся в евангельскую атмосферу и, вот, Евангелие становится современным для нас, библейское время становится нашим временем.

В день церковного новолетия читается отрывок из Евангелия от Луки (4,16-22), в котором рассказывается о начале проповеди Спасителя. В день субботний в синагоге города Назарета, городе Своего детства, Христос берет поданную Ему книгу пророка Исаии и готовится ее изъяснять. По иудейским правилам всякий совершеннолетний мужчина мог иногда читать и толковать Священное Писание на молитвенном собрании. Библейский текст, выбранный Христом для чтения, был несомненно мессианский, т.е. содержал в себе пророчество о грядущем Мессии-Избавителе рода человеческого: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето (т.е. год) Господне благоприятное» (Ис.61,1-2). На этих словах Спаситель закрыл книгу Исаии и отдал ее служителю. Воцарилась тишина, в Назарете впервые готовились услышать слово Христа, проповедь Которого уже прозвучала в других городах Галилеи. «Глаза всех в синагоге были устремлены на Него», – замечает евангелист. «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами», – прозвучала проповедь Господа. Пришло время исполнится пророчеству – Христос, Мессия, явился, спасение приблизилось.

«Писание исполнилось». Предсказанное в Ветхом Завете исполнилось в Новом. Описанное в Новом Завете исполняется в наше время. Круг церковных праздников установлен как свидетельство того, что Писание исполнилось, наступило время благоприятное для спасения души (2Кор.6,2).

Сентябрь (лат. septem, семь)– седьмой месяц года, считая с марта, первого весеннего месяца, в древности первого месяца гражданского года, связанного с солнечным теплом и пробуждением природы, – символизирует седьмой день творческой недели Божией, в который Бог почил от всех трудов Своих (Быт.2,3). Этот седьмой день – время попечения Бога о спасении людей и о спасении сотворенного Им мира. Так седьмой месяц (по нашему счету девятый) становится началом отсчета церковных праздников, знаменующих торжество Евангелия, исполнение воли Божией о спасении рода человеческого.

Годичный круг церковных праздников можно разделить на три части. Первая – от Рождества Пресвятой Богородицы до Рождества Христова изображает время до Пришествия Сына Божия на землю. В этой части церковного года, в течение рождественского поста, совершается память большинства пророков и праведников Ветхого Завета. Вторая – от Рождества Христова до Вознесения описывает земную жизнь Христа Спасителя. Третья – от дня Пятидесятницы до Успения Богородицы рассказывает о жизни первенствующей Христианской Церкви. В порядке великих праздников есть свои особенности. Так, Сретение стоит в феврале, после Крещения, поскольку встреча с Симеоном Богоприимцем состоялась на 40 день после Рождества. Благовещение празднуется 25 марта (по церковному календарю), т.е. за девять месяцев до Рождества Христова (так что Благовещение в одном церковном году относится к Рождеству следующего года). Преображение Господне, следуя евангельскому изложению, было бы естественно совершать в феврале, за 40 дней до распятия Спасителя. Но тогда бы праздник совпадал с началом Великого поста, что затрудняло бы переход от подготовительных недель ко времени великопостного покаяния и плача. Поэтому Преображение положено совершать за 40 дней до дня Воздвижения Креста (14 сентября по церковному календарю), когда снова в году вспоминаются крестные страдания Христа и установлен строгий пост.

Соблюдение церковных праздников в течение года имеет особенное значение в жизни христианина. Митр. Вениамин (Федченков) еще в бытность свою студентом духовной академии спросил однажды у известного пастыря и чудотворца прав. Иоанна Кронштадского: «Батюшка, как вы смогли стяжать такую крепкую веру в Бога?» И получил ответ: «Я просто живу в Церкви». Тогда молодому студенту были еще непонятны эти слова. Но через много лет он понял, что имел в виду св. Иоанн. Жизнь в Церкви означает связь с ее богослужениями, с ее праздниками и постами, когда утвердившаяся уже за много лет привычка следить за порядком церковного календаря ведет от одного евангельского события к другому. Вот Рождество Богородицы, а далее – Введение и пост, Рождество Христово, Богоявление, а затем – пост великий, страстная седмица, Пасха и, опять, радость Пятидесятницы, и снова пост – Петровский, Успенский. Душа привыкает к этому ритму церковной жизни, без него она высыхает, вера становится книжной, фарисейской. Евангелие становится жизнью человека не только через чтение. Воистину церковный календарь проповедует лето Господне благоприятное.

Все должно быть благопристойно
и чинно

Свящ. Алексий Хотеев

«Все у вас должно быть благопристойно и чинно», - говорит христианам св. ап. Павел (1Кор.14,40). Для нашего поведения в храме во время молитвы эти слова Священного Писания являются главным правилом. «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем», - так начинается молитва идущего в церковь, и она выражает то внутреннее настроение, с которым каждый молящийся готовится предстать перед Богом. С готовностью, с радостью все люди собираются в храмы каждый воскресный день, чтобы прославить Христово Воскресение. Придти необходимо вовремя, не задержавшись к началу службы. Осенив себя крестным знаменем со словами «Боже, очисти мя грешнаго», войти в дом Божий, что есть церковь. Праздничная икона в центре храма приглашает нас на поклонение главному событию дня. Рядом с ней стоит подсвечник, на который приносятся свечи как жертвы светоносному празднику. Прилагая молитвы о милых сердцу людях или о других предметах наших забот, с крестным знамением поставляем мы свечи в знак теплоты и искренности нашей веры в исполнение благой воли Божией. С благоговением взирая на образы святых вокруг нас, присоединяем к молитвам праведников свои немощные мольбы и воздыхания. Начинается богослужение. Св. Иоанн Кронштадтский говорит: «Если бы все пастыри или священно-, церковнослужители и пасомые молились Богу искренно и дружно, единодушно, теми молитвами, какие произносит вслух нам или тайно совершает Церковь, то о чем бы не умолили мы Бога? Какого блага мы не имели бы, от каких страстей, от каких зол, бед и напастей не избавились бы? Молитвы эти самые мудрые, целесообразные, самые богоугодные, самые сильные, способные преклонить Господа ко всякому милосердию. Да даст нам всем Господь молиться Ему единодушно, искренно, сильно, не рассеянно!» Молитва «Господи, помилуй» часто призывает нас к покаянию, напоминает о благоговейном трепете души перед взором Судии всех Богом. Образы Ветхого и Нового Завета мысленно проходят перед нами, когда читаются или поются священные песни, совершаются символические действия священнослужителей. Голоса певцов, слова чтецов, свет свечей, движения священников, звон колоколов и даже запах ладана – все сливается в едином устремлении ввысь, «горе», к Богу, и своим течением затрагивает сердце, проникает в душу, проливает слезы. «В православном богослужении – всякая премудрость», - говорил в свою бытность покойный митр. Варшавский и всея Польши Василий. Оставив в храме тяжелый камень греховных недугов, выходишь после целования креста с легкостью душевной и умиротворенной совестью, и нет более радостного ощущения на свете. Любовь людей к церковному богослужению бывает велика до самоотвержения. Не один раз приходилось видеть как пожилые, согбенные болезнями прихожане с палочкой медленно шли в храм. Утомленные необыкновенными усилиями они тихо сидели на скамьях у стены или, прислонившись к колонне, с умиленным шепотом кротко молились. Некоторые из них уже почили, и блаженна их память, они стремились к храму до последнего своего земного дня, теперь их принял храм небесный. Когда мы предстоим в церкви пред Богом, юные, молодые и старые нас должно объединять одно стремление, одни чувства. Пусть они будут не идентичные по содержанию, когда один плачет, другой в возвышенном настроении стоит просветленным, но пусть эти чувства будут исходить из глубины души. Никто да не отвлекает другого праздным разговором и шутками, не толкается опоздавший, не суетится многозаботливый. Не смотри по сторонам, чтобы отметить кто что делает, кто не там сел, кто не там встал, кто что сказал, передал свечу и т.д. «Всякое житейское отложим попечение», - поет церковь, «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы», - говорит Христос.

<< назад | далее >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову