Error: Incorrect password!
Церковь, почта, пресса: история и перспективы сотрудничества. Никитенко С. Г.
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
ПРОСВЕЩЕНИЕ/ШКОЛА ЗВОНАРЕЙ

Никитенко С. Г.
Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства
Магистрант Исторический факультет БГУ.

Церковь, почта, пресса: история и перспективы сотрудничества.
Доклад на церемонии памятного спецгашения и освящения серии почтовых марок посвящённых белорусским колоколам 7 ноября 2007 г.

Церковь, почта, пресса… Что общего, казалось бы, может быть между этими учреждениями? Ведь они «обслуживают» столь различные сферы жизни общества.

Однако, при детальном анализе проблемы, сходство в деятельности этих ведомств становится очевидным. Все они стремятся донести до человека информацию. Проповедь Евангелия всему человечеству была и остаётся одной из главных задач Церкви. В Библии содержится 21 послание апостолов [1] (и это не считая апокрифических[2, с. 37 - 39]). Послания апостолов в современном понимании были письмами, адресованными раннехристианским общинам разных городов с анализом возникших внутри них противоречий и нестроений духовного характера. Так что, общение с помощью писем характерно для христианства изначально. В связи с этим не могу удержаться от указания на то, что главная «почтовая» птица – голубь – является одним из главных символов в христианстве[3, 4 с. 287].

В средние века, когда не было ещё ни газет, ни радио, ни телевидения (не говоря уже об Интернете), основным средством массовой информации был колокольный звон. Судя по виду звона, наши предки определяли событие, заставившее звонаря подняться на колокольню: набат предупреждал об опасности, погребальный (проводной) перебор – об отпевании православного, свадебный (разгонный) – о венчании, архиерейский – о приезде епископа[5, с. 15 -16]. Уже тогда с помощью колоколов люди могли передавать информацию на расстоянии в режиме «реального времени». В связи с этим интересно, что первые телеграфные станции в Белоруссии были оборудованы лишь в 1859.[6] Можно сказать, что колокольный звон выполнял функции СМИ и почты одновременно. Звонари в таком случае, были первыми журналистами и почтальонами. Поэтому не вызывает удивления интерес сотрудников РУП БелПочта к колоколам. В свете приведённых выше данных непонятным становится то обстоятельство, что колокол не имеет отношения ни к почтовой, ни к журналистской геральдике…

К прессе, кстати, Церковь так же имеет непосредственное отношение. Первыми «пишущими» журналистами (после звонарей) на Руси были православные монахи. Правда тираж в те годы был несравнимо низким по-сравнению с тиражом современных изданий :). Обращаясь к современности, также необходимо вспомнить о церковной прессе. «Ведомости» различных епархий освещали и продолжают освещать церковную жизнь практически всех административных единиц нашей церкви. Такие газеты и журналы как «Царкоўнае слова», «Воскресение», «Ступени» и др. не только освещают жизнь православных приходов, но и поднимают уровень религиозной грамотности читателей, что, несомненно, поможет противостоять стремительному формированию оккультного мировоззрения наших соотечественников.

Что же касается светской печати, то Церковь всегда была объектом её внимания. И если о положительной оценке деятельности Церкви в светской прессе советского периода говорить сложно, то на современном этапе её жизнь находит объективное отражение на страницах периодических нецерковных изданий. Хотелось бы особо отметить газету «Минский курьер», журналисты которой постоянно освещают события, имеющие непосредственное отношение к БПЦ в контексте жизни г. Минска. Правда, и эта уважаемая многими газета продолжает смущать умы и сердца своих читателей публикацией гороскопов.

Как видим, предпосылки к совместной работе представителей Православной церкви, почты и светской прессы имеются. Они обусловлены как историческим развитием, так и современными социально-политическими и культурными тенденциями. Остаётся надеяться, что выпуск марок с изображением колоколов станет началом сотрудничества белорусской почты и Православной церкви, а освещение этого события в прессе продолжит традиции взаимного уважения между БПЦ и рядом периодических изданий страны.

Примечания

1. Соборные послания апостолов: Послание Иакова, Первое послание Петра, Второе послание Петра, Первое послание Иоанна, Второе послание Иоанна, Третье послание Иоанна, Послание Иуды; Послания апостола Павла: Послание к Римлянам, Первое послание к Коринфянам, Второе послание к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, Послание к Филипийцам, Послание к Колоссянам, Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам), Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам), Первое послание к Тимофею, Второе послание к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание к Евреям.

2. См.: Архим. Киприан Керн Патрология. – Киев: Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – 299 с.

3. «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь…» Лк 3, 21.

4. «По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись … над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса…» Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий для семьи и школы. – СПб.:Кифа, 2006. – 723 с.

5. Берёзкин Богдан История колоколов и искусства колокольного звона. – Мн., 2000. – 23 с.

6. http://www.belpost.by/history/19-20vv.htm

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by