Error: Incorrect password!
Послание Синода Белорусской Православной Церкви к 1020-летию Крещения Руси
На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Церковные мастерские
Епархиальные организации
Иные организации
Приходские службы
События Белорусского Экзархата


Послание Синода Белорусской Православной Церкви к 1020-летию Крещения Руси


Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры — клир, монашествующие и паства Белорусской Православной Церкви, дорогие соотечественники!

Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой.

В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждёт ли она часа своего пробуждения?

Сама история ответила на эти вопросы в год 1000-летия Крещения Руси…

Семьдесят лет, которые предшествовали этой величественной дате, стали исполнением Библейского образа, явленного пророку Илие на горе Хорив (3 Цар. 19: 8–14). Так и революция была подобна большому и сильному вихрю, «раздирающему горы и сокрушающему скалы». Вслед за ней последовало коренное преобразование уклада жизни, сравнимое с землетрясением. А затем был огонь нескончаемой войны — войны друг с другом, с внешним врагом, с самими собой...

Святая Церковь на нашей земле выживала, буквально следуя словам Божественной книги Псалтири и повторяя их вслед за страждущим Псалмопевцем: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась».

Но вот, в юбилейном году Крещения Руси с прореченной точностью стали сбываться и следующие строки тридцать восьмого псалма Давидова: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» (Пс. 38: 2–4).

В дни торжеств Православная Церковь впервые за семьдесят лет получила возможность во весь голос, во всеуслышание обратиться ко всем и к каждому и говорить к сердцам соотечественников своим языком — языком Евангелия и милосердия, языком примирения и любви, языком исторического единомыслия и общенародного единодушия.

Тысяча лет христианской истории нашего Отечества словно сосредоточились в словах, которые лежат в начале всех начал и в основании всех основ: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И до небес достигло ответное слово народа: «Аминь»! И хотя ещё далеко не все сознавали тогда значение этого слова, — оно было сказано! История Отечества вновь вступила на христианский путь: тысячу лет спустя после выбора этого пути святым равноапостольным князем Владимиром!

Вопреки многим ожиданиям, празднование 1000-летия Крещения Руси так всколыхнуло сердца и умы людей разных возрастов и званий, что сон разума отлетел, и жажда Истины пробудила души. После грозных испытаний, мы, как и пророк Илия, ощутили «веяние тихого ветра», в котором был Господь (3 Цар. 19: 12).

За двадцать лет, прошедших с юбилейного 1988 года, неузнаваемо изменилась жизнь человека и народа, страны и мира. Но не революционные потрясения, не воинствующий дух неразумной ревности возрождают Православную Церковь и служат преображению народной души, а веяние тихого ветра молитвы и раскаяние в делах, недостойных христианского звания.

Повседневным кропотливым трудом и стремлением стяжать дух мирный, как учил прадедов наших преподобный Серафим Саровский, восставала из тесноты и уничижения Русская Православная Церковь в России, Украине, Беларуси, во всех странах и на всех землях, где живут люди, осознающие себя её духовными чадами.

И всё это время мы не были и не остаёмся одни! В каждый миг нашего возрождения о нас и об отцах наших молятся наши святые соотечественники, весь сонм христианских святых и Приснодева Мария, Которая не оставляет без Своего Покрова народы Руси.

Сегодня каждый из нас, православных христиан, в ответе перед Господом и Царствием Его за то, как распоряжаемся мы благодатью, привнесённой в наши сердца милостию Божией. Именно об этом вопрошают нас лики со святых икон древних и современных мастеров, об этом заставляют размышлять книги великих отцов и учителей Церкви и труды нынешних богословов и церковных писателей.

Ведь ни для кого не секрет, что враг рода человеческого усиливается в этом мире день ото дня и потому не может терпеть перед собой таких преград, как верующее сердце человека, как духовно воспрянувший народ. В духовном мире никогда не прекращается противостояние тихого ветра Господня бурям, потрясениям и огненным испытаниям князя мира сего.

Что сможем мы противопоставить новым опасностям разделения? Как сумеем сохранить в единстве то, что достигнуто за двадцать лет возрождения Святого Православия? Как преумножить нам на нашей земле славу Божию и укрепить христианское достоинство наших народов?

Ответ дан без малого две тысячи лет тому назад святым апостолом Павлом и заключается он в общенародном и общецерковном стремлении «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 3).

Слова Апостола, прозвучавшие в Послании к жителям древнего Ефеса, должны не только быть гимном нынешних торжеств в честь 1020-летия Крещения Руси! Этот символ христианской мудрости и залог современного торжества Православия призван стать огненным начертанием на скрижалях каждого верующего сердца: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 5).

Вспомним, возлюбленные отцы, братья и сестры, какие события в жизни наших народов предшествовали 1000-летию Крещения Руси и последовали после него. За два года до юбилея, в апреле 1986-го, образ апокалиптической «звезды полыни» (Откр. 8: 11) полыхнул смертельным огнём в Чернобыле. А в конце 1991-го распалась единая семья народов.

Мы научились жить с тем наследием, которое оставили после себя эти события. Но мы не должны забывать их жестоких уроков и трагических последствий, ибо они оплачены высокой ценой жизни и разбитых судеб огромного числа людей.

История показала, что именно Святое Православие пребывает самой тонкой и одновременно сильнейшей связующей нитью для наших народов. Тайна этого единства не скрыта от нас, хотя начало её находится в глубине тысячелетий человеческой истории. В Священном Писании устами Премудрого царя Господь призывает каждого человека: «Сын мой! отдай сердце твое Мне» (Притч. 23: 26). Земная Церковь ответственна за все сердца, которые устремлены к Богу. Она потому и пребудет вовек, что ей доверяют и Бог, и человек.

Но это обоюдное доверие требует особой ответственности! Ибо как можно совершать миссию единения рода человеческого с его Творцом, не сохраняя при этом внутри себя единства веры и служения, не соблюдая соответствия образа мыслей образу жизни, не заботясь о совпадении слов и дел? Тем паче, что во всём этом Церковь призвана являть миру образец устроения жизни, заповеданный Самим Богом.

В июле сего знаменательного года в первопрестольном граде Москве Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви вынес особое определение о единстве Церкви.

«Сегодня, как и во все времена, — говорит Святая Церковь устами сонма всех своих архипастырей, — одним из главных вызовов Святому Православию является разномыслие в Церкви по различным вопросам церковной жизни. Оно может обратиться в орудие против Церкви Христовой, раздирая её на части, а может побудить к более глубокому осознанию и переживанию церковного единства».

Празднование 1020-летия Крещения Руси в Москве и в Киеве благоутвердили выбор церковного народа Великой, Малой и Белой Руси, который неразделим в своем единении вокруг общей Купели Крещения и единой Евхаристической Чаши!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, совершив в Киеве Божественную литургию в сонме многочисленных представителей Поместных Православных Церквей, произнёс пророческое слово с вершины Лаврского Киево-Печерского холма: «Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой и непреодолимой силой: над духовным и молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую Церковь Христову».

Возлюбленные отцы, братья и сестры! В эти дни Белорусская Православная Церковь вносит свой вклад в летопись празднования 1020-летия Крещения Руси. И все мы видим и свидетельствуем, что сегодня, как и столетия тому назад, сердца людей согревает надежда и память о том, что Святая Русь — это Дом Пресвятой Богородицы. И никогда Святая Русь не была ограничена этническими межами, национальными территориями или государственными пределами. Равно как и Дом Приснодевы Марии не имеет на земле ни стен, ни ограждений.

Святая Русь — это место, о котором можно сказать словами Господа нашего Иисуса Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). А Дом Богородицы на земле — это сердце человеческое. И потому ныне, в дни нашего торжества 1020-летия Крещения Руси, мы вторим едиными устами и единым сердцем священному призыву святого апостола Павла: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6). Аминь.

+ Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси

+ Димитрий, Архиепископ Витебский и Оршанский

+ Стефан, Архиепископ Пинский и Лунинецкий

+ Аристарх, Архиепископ Гомельский и Жлобинский

+ Гурий, Архиепископ Новогрудский и Лидский

+ Феодосий, Архиепископ Полоцкий и Глубокский

+ Артемий, Епископ Гродненский и Волковысский

+ Софроний, Епископ Могилевский и Мстиславский

+ Иоанн, Епископ Брестский и Кобринский

+ Стефан, Епископ Туровский и Мозырский

+ Серафим, Епископ Бобруйский и Быховский

23–25 октября 2008 года,
Минск

Church.by

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен www.akavita.by