На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ПРОПОВЕДИ

Неделя 5-я по Пасхе,
о самарянке

БЕСЕДА НА ЕВАНГЕЛИЕ
ОТ ИОАННА, 12 зач., IV, 5-42.

клирик прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", г. Минска

свящ. Александр Пронин

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!

Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем воскресном Евангелии мы с вами слышим рассказ об удивительной встречи Иисуса Христа с женщиной - самарянкой и Его беседе с ней о живой воде. Евангелие нам не сообщает имени этой женщины, но Предание Церкви его сохранило. Впоследствии она приняла святое крещение с именем Фотиния и мученически скончалась за веру Христову.

После того как иудеи заключили в темницу Иоанна Крестителя, вся их вражда устремилась на Иисуса Христа. Господь стал казаться им опаснее Пророка, а так как не пришел еще час страданий Спасителя, Христос уклоняется от преследования своих завистливых врагов, оставляет Иудею и уходит на свою родину в Галилею.

Путь Господа лежал через Самарию - область, находившуюся к северу от Иудеи. В этой области располагалась бывшая столица Израильского царства г. Самария. Ассирийский царь покорил эти земли, отвел израильтян в плен, а на их место поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошел народ, который называли самаряне. Самаряне приняли первых пять книг из Ветхого Завета, так называемое Пятикнижие Моисеево, поклонялись Иегове, но при этом и не оставляли служения своим языческим богам. Отвергнув писания святых пророков, все предания, они находились в презрении со стороны иудеев, которые считали их хуже язычников и всячески избегали любого общения с ними, гнушаясь и презирая их.

Проходя через Самарию, Господь со своими учениками остановился для отдыха около колодца, который, по преданию, был выкопан ветхозаветным праведником, патриархом Иаковом, недалеко от города Сихарь. Было около полудня, стояла страшная жара. Зачерпнуть из колодца было нечем. Каждый должен был приходить со своим ведром и веревкой. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Христос обращается к подошедшей к колодцу местной женщине-самарянке с просьбой утолить Свою жажду. Нельзя забывать, дорогие братья и сестры, что между евреями и самарянами была большая вражда, поэтому объяснимо неподдельное удивление самарянки на просьбу Спасителя. «Как, ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?» - вопрошает эта женщина. И Христос отвечает ей:

«Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Господь в своём ответе объясняет этой женщине, что она не стала бы задавать такого вопроса, если бы знала, Кто говорит с ней, и какое счастье Бог послал в этой встрече. В этой беседе самарянка до конца не понимает Господа, по этому и спрашивает Иисуса, откуда он может иметь живую воду, подразумевая ключевую воду, которая находиться на дне колодца, если ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок. И Спаситель, отвечая этой женщине, приоткрывает тайну о живой воде. «Всякий пьющий воду сию (обычную из колодца ) - будет снова хотеть пить, – говорит Христос – А кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будит жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источник воды, текущей в жизнь вечную». Продолжая не понимать Господа и думая, что он говорит об обыкновенной воде, но только какой-то особенный, навсегда утоляющей жажду, она просит Спасителя дать ей эту воду, чтобы избавить от необходимости приходить к колодцу.

О какой же воде говорит Христос самарянке, что за чудесная вода, пьющий которую не будет жаждать вовек?

Все мы знаем, что без воды не может существовать ни что живое. Без воды не возможна физиологическая жизнь нашего тела, потому что от нее зависят те многосложные процессы, в которых проявляется жизнь человека. Любое растение, всякий живой организм не сможет существовать без воды. Вода - это источник жизни, символ жизни. Не случайно во всех религиях мира к воде относятся со священным, благоговейным трепетом. Но в евангельской беседе с самарянкой Христос нам говорит о другой воде, той воде, без которой жизнь человека неполноценна, той воде, которая нам дает жизнь духовную, той воде, которая утоляет жажду алчущей души и вводит ее в жизнь вечную. Под этой водой мы прежде сего должны понимать благодать Святого Духа, ту божественную энергию, которая нисходить на человека в Таинстве Крещения и в дальнейшем через веру в Господа и богоугодную жизнь освящает и предохраняет его душу и тело.

Наша теплая, сердечная молитва к Богу дома и в храме, чтение книг священного Писания, посещение богослужений, участие в церковных Таинствах, добрые дела - все это и является приобщением бессмертной души к Богу, к «живой воде». Тело человека, как бы оно не было здорово и крепко, нуждается пище и без пищи слабеет и разрушается. И сад, как бы он не был прекрасен, благоустроен и плодороден, без воды засыхает и пустеет. Так и наша душа, чтобы она не погибла, была жива, должна питаться словом Божьим и евангельским учением.

Та радость, любовь, мир, которые обретает человек через веру в Господа и есть плоды воздействия живой воды, то есть благодати Святого духа на его бессмертную душу. И заканчивая сегодняшнюю беседу, дорогие братья и сестры и, я хотел бы пожелать и вам этой радости, любви и мира. До следующей встречи. Приходите к этому источнику, и вы утолите жажду своей души, и напоите ее отрадою и утешением и в этой жизни, и в будущей. Жаждущий да грядет ко Мне - призывает Господь всех нас.

АМИНЬ.






В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову