На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу


ПУБЛИЦИСТИКА

Настоятель храма Иконы Божией Матери
«Отрада и Утешение», врач-терапевт
священник Александр Васюкевич

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДОВАНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ И БИОЭТИКИ

Что такое медицина? Наука или искусство врачевать? Античные врачи считали врачебное дело искусством, причем избранных личностей. Античный мир, поклонявшийся языческим богам, Апполону, Асклепию или Эскулапу, Гигиее, Панацее и другим, явил медицине нравственную систему врачебной этики Гиппократа известной всем как «Клятва Гиппократа». По сей день во многих странах мира молодые врачи начинают свой профессиональный путь с этой клятвы. В нашей республике трудятся поколения врачей, дававших клятву врача Советского Союза. Основанная на принципе коммунистической морали, она была ограничено гуманна, ибо опиралась на идею научного атеизма. В курсах медицинской этики и деонтологии о Клятве Гиппократа упоминалось кратко, только та часть ее, где говорится об отношении врача к больному и учителю. Обет античного врача : « Я никогда не дам женщине абортивного писария (средства)», - скрывался от будущих медиков, которых государство готовило и по сей день готовит к практике узаконенного геноцида (контрацептивы и аборты).

Античный врач – это умудренный философ, лоцман, помогавший человеку в случае болезни, вызванной дисгармонией разбушевавшейся какой-то из четырех основных жидкостей организма человека, привести его корабль – тело в тихую бухту на ремонт. Несмотря на сознание высокого достоинства своей профессии, античный врач не был столь уязвлен самомнением и самонадеянием и всегда обращался (молился) за помощью к своим богам – покровителям. Знаем мы и о существовании у других народов шаманов, выполнявших роль служителя и врача- заклинателя. Нам известно, что и в еврейском народе, ходившем под опекой Бога, наряду с посвященными священниками, были врачи. «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание …», - поучал в своей «Книге Премудрости» Иисус Сирах. «Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благодарящий человек не будет пренебрегать ими … Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарство делает из него смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце … и дай место врачу, ибо его создал Господь, и да не удаляется Он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его да впадет в руки врача!»

Это понимание наиболее точно отражает предназначение врача и его практику. Мы знаем, что и у той части иудеев, рассеявшихся среди народов, но хранившим веру в единого Бога, были также врачи- подвижники. Например, в Александрии подвизались во врачебной практике ферапевты (в латинской транскрипции – терапевты) - аскеты, ведущие строгий образ жизни.

Но вот наступила Новая Эра, наша с вами эра, в которой развивается и пребывает человечество по сей день. Явил Себя миру Врач врачей и Господь господствующих, Творец человека, Сам стал по плоти как человек, дабы Свое творение по Своей благодати усыновить и ввести в мир духовный и жизнь вечную, в Царствие Его Небесное. Он утвердил Своим словом и жизненным примером заповедь любви к Богу и ближнему. Наставил Апостолов, укрепил их в добродетелях (вере, надежде, любви), даровал премудрость и во благодати Святого Духа основал Церковь, как врачебницу (больницу), где в утвержденных Им таинствах благодати врачует дух, душу и тело человека, осквернившегося злом мира сего и преходящего к Нему на лечение. И Он, зная сокровенное сердца каждого, его предназначение в вечности, приемля только один дар – сокрушение духовное и сердечное - очищает, просвещает и обожает. Апостолы и их преемники – епископы, основали Божие больницы (Церкви) по всей земле. При Церквях же, когда затихли гонения на христиан, общины верующих для ухода за телесно- и душевно - немощными стали организовывать приюты, лечебницы. Всякое желание помочь больному, облегчить его страдания, рассматривалось в христианстве как добродетель и становилось потребностью христианина. Христиане первых веков, в том числе и строгие аскеты, не считали лечение болящих медицинскими средствами неугодными Богу. Они всегда лишь подчеркивали значение веры в Небесного Врача в преодолении болезни. Так, святые Косма и Домиан, врачи-бессребренники, врачевавшие и призывавшие имя Господа, были убиты своим завистливым учителем, заманивших их в горы для сбора лекарственных трав.

Наибольшее развитие медицина получила в Византии. Врачебное дело становится практической медицинской наукой. Святые отцы Церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст имели общепринятое светское образование, университетское по тем временам, в программу которого по античной традиции входило и врачебное искусство. Василием Великим и его современниками и последователями были основаны в Византии первые врачебницы. Христианство дало миру новый уровень медицинской помощи, поставило на более высокий уровень истинного ее предназначения в деле милосердия Божия. Еще при Господе апостолы стремились понять причины человеческих недугов и верили, что истинное исцеление возможно от Бога и ревностно берегли эту веру. Вспомним, как они запретили человеку изгонять бесов именем Иисуса Христа (Мтф 9,38), как Петр уличил волхва Симона, поверившего апостольскому учению, но возжелавшего получить благодать исцеления за деньги (серебро) (Деян. 8,9-24). Врачебное дело стало осознаваться в более глубокой перспективе. Врач – христианин обращается к Господу Богу с прошением исцелить страждущего, сострадает болящему и стремиться разделить с ним его скорбный крест. Достаточно вспомнить святых врачей-бессребренников Кира и Иоанна. В Византийский период развития медицины больницы стали устраиваться в Средней Азии, Африке и Европе. Врачебное дело получило новую моральную платформу своего развития. Став христианской, медицина стала милосердной, человеколюбивой, сострадательной, социально доступной и научной.

Расцвет Византийской медицины продолжался и в период отстаивания догматических истин в самой Церкви до нового тысячелетия, пока как раковая опухоль, не проявила себя самость Римской Церкви, травящая тело Христово - Кафолическую Святую Соборную Апостольскую Церковь иной духовностью с принципом «филиокве». Этим принципом нарушается гармония единства и любви в Триипостасном Божестве. Изменяется понятие о благодати Божией. Грех, как утеря святости, препятствующей возвращению человека к своему Творцу и Отцу Небесному, стал рассматриваться как оскорбление Его, которое необходимо искупить достойными поступками, делами или за деньги. Рационализм проник в богословие, а с ним и в жизнь христианского западного мира, и вместе с католицизмом распространился на большую часть планеты. Если Восточная Церковь стремилась к симфонии с государством, то самость Римской Церкви стремилась к подчинению себе светской власти, монополии в вопросах веры, духовной жизни общества и науки. Примас папства и монархические тенденции к руководству государственными делами породили множество отступлений римского духовенства от Апостольских правил, и Соборных решений, что породило протестонтизм.

Сегодня Католическая Церковь - это не та Церковь средневековья, воинствующая с наукой. В социальных вопросах и медицины, биоэтики в частности, мнение Ватикана занимает сегодня лидирующие позиции в христианском мире, выделяется своей профессиональной компетентностью. Но важно уяснить, что Римская Церковь сегодня – это не та Православная Церковь апостольских времен и первого тысячелетия. Почти тысячелетие она пребывает вне Соборной Апостольской Церкви. Особенно после Второго Ватиканского Собора (1960 – 1965 г.г.) она пошла по пути догматического плюрализма и экуменизма, создания всемирной церкви, объединяющей все религии под главенством папы. Отрадно только то, что священность жизни, по-прежнему, стоит в католической церкви на первом месте и миряне-католики наши более православные, чем их духовенство и паства Запада и Америки.

Протестантские христианские сообщества стремятся приспособить страсти человека к абсолютной нравственности, идти в ногу со временем. В социальных нравственных вопросах, а также в вопросах медицины у них отмечается традиционный для них либерализм, гуманизм или крайне толерантный подход.

В медицине в основу многих современных этических деклараций, международных и национальных, а также правовых документов, легла логическая форма профессиональной этики Гиппократа, которая, как уже говорилась выше, содержит официальные обязательства профессионального медицинского сообщества.

Христианство подходило к профессии врача, как к особой моральной по своему основанию, вызванной не экономическими и финансовыми или научно-познавательными мотивами, а профессией, основанной на любви к Богу и ближнему, осуществляющей организованную реализацию добра, имеющего Божественное происхождение. Здесь может стать вопрос, а что каждый врач должен быть верующим христианином? и есть ли преимущество врача христианина перед другими? Сложный вопрос, ибо индивидуальный. Господь даровал каждому человеку ум, наделил каждого разумом и чувствами, Закон заповедей Своих начертал на сердце каждого и даровал свободу воли. Ищи, дерзай человек, направь ум, открой Богу двери сердца своего - и обрящеш.

В профессиональном плане преимущества у верующего врача нет. Отношение врача к профессии, совершенствования профессионального мастерства, внимательное отношение его к больному или пациенту не имеет прямой связи с религиозными убеждениями человека. Если человек пришел в медицину по зову сердца и не очерствеет, он состоится как врач и без религиозных убеждений. И все же есть отличие врача – христианина, но не просто крещенного в Церкви, а врача воцерковленного. Верующий врач, как хороший специалист, не только применяет свои знания и опыт, чтобы избавить человека от телесного недуга. Он разумеет, что то или иное средство, позволяющее человеку освободится от недуга или приглушить болезненные его проявления, не приносит человеку истинного исцеления, а внушение веры пациенту в чудодейственное действие медицинского препарата – эгоистично и по сути является идолопоклонством. Верующий врач-христианин никогда не позволит себе распространять биодобавки и другие «чудодейственные» препараты, назначить препараты только тех фирм, с которыми сотрудничает, заключив сделку против совести, впав в грех сребролюбия. Наконец, он осмысливает болезнь как индивидуальное событие в жизни человека, позволяющее ему вернуться к духовной жизни и пойти по пути не мирских забот, страстей и удовольствий, удовлетворений похотей, а по пути очищения, просвещения и обожения во Христе, в Его теле – Церкви. Шествуя и сам по этому пути врач и страждущих на него выводит своим примером.

Мировое сообщество, католическая Церковь и весь протестантский мир все больше и больше выдвигают человека и его мирские запросы и интересы на первый план пути развития человечества, свев человечество с Камня в песок и вручив ему для опоры костыль – принцип гуманизма (основополагающим моментом которого стала философия Иммануила Канта), утилитаризма (основоположники Бенхем, Милл и Сайдвиг) и экуменизма. Принцип утилитаризма: «как можно больше благ для как можно большего числа людей», - бродил в умах сторонников строителей коммунизма, проявляется он и по сей день.

«Антропоцентрическая» парадигма существования и развития человека, ориентация развития общества, науки и медицины на прагматизм и утилитаризм привели к возникновению многих этических проблем. В связи с тем, что медицинской этики, на принципах которой строилась нравственная деятельность врачей в поствизантийский период и времена церковного раскола, позднее и деонтологии, а в нашем государстве еще и на моральном кодексе строителя коммунизма и Присяге врача Советского Союза, уже не хватает для решения современных животрепещущих проблем, сегодня возникла наука биоэтика, как младенец, ищет грудь матери для кормления, проявляя несмелые попытки обращения к нравственному учению Церкви. Католическая Церковь, из-за нехватки «духовного молока», вынуждена прикармливать энцикликами, пусть даже научно обоснованными папы Римского. Протестантские Церкви, а также ислам и другие учения суют свои соски с искусственными смесями.

Мир высокоразвитых стран, хвалящихся сегодня снижением смертности, увеличением продолжительности жизни, успехами в лечении болезни и реанимации, нажил проблемы снижения рождаемости, бесплодия, жизнеобеспечения пожилых людей, эвтаназии, проблемы убийства во чреве младенца (контрацепция, аборты). Эти проблемы в той или иной мере присущи нашему государству. Биомедицинская этика, как вновь возникшая наука в экономически развитых странах мира выполняет социальные заказы общества, пытаясь как-то объяснить или увязать «нравственность» новых «идей», «открытий» и медицинских технологий с целью предотвращения социальных конфликтов. Компании, вкладывая деньги в те или иные проекты или технологии, не думают о том, на сколько они противоречат плану Творца человека и Вселенной. Их больше тревожит вопрос – не понесут ли они убытки в случае социальных конфликтов, обусловленных применением этих новшеств на практике. Вот почему специалисты по биоэтике у них затребованы в научных институтах, лабораториях, фирмах и клиниках. Это может произойти в нашем государстве если развивать науку по пути копирования, механического заимствования и адаптации биоэтики высокоразвитых стран Америки, Европы и Японии. Мир этих стран дал человечеству бум информационных технологий, навязывания стандартов социального образа жизни, стандартов красоты, безнравственную музыку и искусство, индивидуализм, потребительство, право на рождение ребенка желаемого пола, право иметь тело и внешность соответствующих современной моде, право гомосексуальных отношений и т.д. Страховая медицина навязывает врачебной практике стандарты обследований и действий. И если пойти по этому пути, которым идет наука и биоэтика этих стран, то будет успех, участие в международных конференциях, почетное членство в академиях и институтах. Но если вспомнить о Творце и его слова: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14-27), - и пойти по истинному пути, тогда будут плевки, заушения, обвинения в закостенелости, антигуманности, фундаментализме и т.д.

Народ нашей республики, как и другие входящие в состав СССР, после 70-летнего атеистического пленения, подвергся воздействию идей космизма, оккультизма, неоязычества, поразивших большую часть привлекательным ядом теософских и оккультных домыслов о бытии и будущем человека. Умы многих людей отравлены по сей день идеями о воплощениях бывших и будущих перевоплощениях, карме, «великих учителях человечества», махатмах, гуру, йоагах, восточных методиках врачевания, тибетской медицины, систем йоги, психоанализа, народного целительства и т.д.

В систему здравоохранения, как раковая опухоль, внедрились всевозможные целители, заручившиеся дипломами псевдонаучных академий. Еще один удар был нанесен нахлынувшими протестантскими миссионерами. На какой-то период времени падение в общественной жизни и в медицине нравственности, обусловленной ослаблением и ошибками власти, свободой СМИ, механическим переносом стереотипов американского образа жизни, героев виртуального мира кинопроката и т.д. оставило глубокую язву в уме и душе современного человека. С этими привнесенными личностными и социальными запросами человека и общества постоянно придется сталкиваться медицинской практике и науке. Здесь очень важная роль в правильной ориентации медицины принадлежит биоэтике, ее духовной ориентации. Биоэтике, как молодой науке, надо определиться по какому пути идти: либерально-конструктивных реабилитаций, моделей взаимоотношений врач- пациент и других гуманных идей, концепций развития медицины или остаться под покровом христианской нравственности.

Первый путь – это путь закостенелости и дебелости, принятия модели высокоразвитых стран: «технической» или «научной», «информационной» и др. Научная модель признает медицину наукой, в которой врач – ученый исследователь в своей практике опирается на достоверные факты, которые в его деятельности должны быть превыше всяких моральных и религиозных ценностей. Согласно этой модели если установлена эффективность фетальной терапии или терапии стволовыми эмбриональными клетками, то такая технология лечения оправдана и не должна ограничиваться никаким моральным и религиозным барьером в сознании врача и общества. Как видим, эта модель для лечения одного человека позволяет пренебречь жизнью другого, путь даже находящегося на эмбриональном этапе развития, но человека! Суть информационной модели в том, что врач обязан предоставить больному информацию о заболевании и всех возможностях его лечения, а пациент должен выбрать вариант лечения по своему усмотрению, после чего врач обязан лишь осуществлять выбранное лечение. Здесь мнение пациента превыше всего, даже если оно расходится с медицинскими данными. В этой модели есть рациональное звено только для истинно верующего христианина, в противном случае она не пригодна, как и другие, ибо основана на принципах своеволия «свободного общества», утратившего подлинно христианский смысл жизни, который требует подчинения своей воли воле Божией.

Как отличить, где истина и святость, а где душевность и антропоцентричность. Наглядно можно представить различные понимания бытия человека и его предназначения, взглянув на православную икону и современный рекламный проспект. На иконе все окружающее человека не привлекательно и размещено на заднем плане, а на переднем плане – человек, как образ Божий. На рекламном проспекте разукрашенный и разодетый человек за кучей вещей сверкающих, блестящих, сулящих массу комфорта, уюта и благ, «умных» машин, освобождающих человека от труда.

Для нас же ярким примером сочетания в своей личности глубокой христианской веры, теоретической и практической деятельности в медицине являются и должны являться ныне прославленный святитель архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), митрополит Сурожский Антоний (Блум), а также многие врачи, являющие собой образ гармоничного сочетания личных христианских убеждений и верности долгу лечения больных. Сегодня необходимо осознать, что отрицание христианского понимания личности, отрыв врачевания от христианской антропологии, неизбежно приведет к потере достоинства и милосердия в медицинской практике. Пренебречь или исказить связь медицины и христианской веры - значит исказить сущность, необходимость и важность их бытия в жизни человека. Доверие больного к врачу, как элемент успеха в терапии, связан с понятием веры в христианстве. Это обстоятельство должно быть осознано врачом. Хотелось бы современному врачу или нет, он должен иметь ввиду, что ему приходится лечить не просто тело человека, ему сегодня приходится лечить христианина.

Ныне отрыв врача от христианского вероучения неизбежно приводит его к оккультизму, неоязычеству, бесовщине. Наше отечество уже изъято из духовного вакуума атеизма и утраченный почти тысячелетие формировавшийся уклад христианской жизни, сберегавший христианина от духовной агрессии, привел к неблагоприятным последствиям, как отмечалось выше, принятием на веру «тайн», «учений», неоязычества, восточных религий, протестантских учений сект. Духовное тяготение и поиски смысла жизни, не осознавших жизненно-важную функцию бытия Церкви в миру, привели многих, в т.ч. и медицинских работников, в ловушки оккультных сект, деструктивных культов и всевозможных религиозных течений и учений. Ко всему еще и современные технологии, подкупающие «научностью» и гуманностью, покушающиеся на основы бытия, а также псевдонаучные методики и целители бесцеремонно вмешиваются в духовную сферу жизнедеятельности человека.

Для примера болезненного состояния медицинской общественности приведу только один отрывок из популярного медицинского журнала «Здоровье и успех». В одной из статей по профилактике нарушения зрения автор пишет: «В условиях высоких нагрузок на зрение важна ежедневная гимнастика для глаз, которая снимает усталость, укрепляет глазные мышцы, восстанавливает в них местный каппилярный кровоток и является мощным профилактическим средством от развития близорукости, астигматизма, дальнозоркости, косоглазия и других разных аномалий». Все замечательно и правильно, читаем дальше: «Уже более двух тысяч лет в системе йоги существует эффективный комплекс упражнений для глаз – тратака (от санскритского «созерцание»). Это комплекс является составной частью шестиступенчатой системы «шат карма» - очищающих и укрепляющих упражнений для внутренних полостей и органов человека (помимо трактаки в систему входят: дхоути – очищение желудка, басти - очищение желудочно-кишечного ракта, нети - очищение носовых пазух, науми – упражнение для кишечника и мышц живота, каланпхати – очищение легких и лобных пазух)»1. Эта духовная инфекция, проникающая через ум в разум и сердце современного врача и, заболев сам, он уже начинает распространять, того не сознавая, эту инфекцию на окружающих. Так и хочется сказать изречение Господа Иисуса Христа: «Врач, исцели себя сам».

Умение врачевать тело и направлять (подвигать) на врачевание человеческую душу характерная черта истинного врача. Православный врач никогда не позволит себе грубо вмешиваться в духовный мир человека ни с какими современными методиками или внушениями, порабощающими волю человека, якобы раскрывающий его самосознание, изгонять злых духов и устранять порчу, кодировать или направлять пациента к народным целителям. И не следует думать, что Церковь призывает к отказу от лечения, наоборот, она никогда не приветствовала пренебрежение медицинской помощью. Но в отличие от других религий и философских воззрений Православная Церковь в своей духовной практике вовсе не стремиться вернуть человека к душевно-телесной гармонии в ее сегодняшнем медицинском и оккультном понимании. Она напоминает неустанно скорбящим о том, что «всякое даяние благо и всяк дар совершен от Бога исходит, а не от людей, не от случая, не от обстоятельств, не от судьбы. Видит и слышит Владыко каждую твою нужду, каждое движение твоего сердца и твоих мыслей. Будучи всеблаг, всемогущ, премудр, Он в мгновение единым движением мысли Своей, через Сына в Духе Святом, может совершить для тебя потребное. Ибо от человека многого получить невозможно, но от Бога» (протоиерей Иоанн Сергиев).

Могут последовать возражения. Пусть все религиозные учения, философские теории, оккультные воззрения неистинны и ошибочны, но ведь существуют и другие христианские конфессии. Православие же сохранило христианское вероучение первого тысячелетия, Священное Придание и Священное Писание в неповрежденной форме, учение Христово и апостолов, каноны, догматы, решения Вселенских Соборов и истинную литургическую жизнь. Вселенское православие установлено по принципу автокефальности. Русская Православная Церковь является одной из 16 дочерей Вселенской Православной Церкви. В вопросах духовного нравственного окормления паствы каждая автокефальная церковь принимает свободное соборное решение (синодальное), опираясь на сохранившуюся и не искаженную истину с учетом духовного состояния паствы. Что же касается вопросов взаимоотношения православного вероучения, медицины и биоэтики, то для нашей практической деятельности важно принять православное христианское учение и православную антропологию, ориентироваться на существующую «Основу социальной концепции Русской Православной Церкви», симфоническом сотрудничестве и принятии истинных путей развития, отвержения всего чуждого, приносного.

В совместном творческом поиске решения проблем и заключается развитие симфонии Православной Церкви и медицины, а, в конечном итоге, и правильность развития последней. Биомедицинская этика, как наука, опираясь на христианское целомудрие, должна при этом стать сокровищницей профессиональной мудрости.

Сегодня Православная Церковь, осознавая тот факт, что попирание человечеством законов бытия неизбежно приведет мир к социальным катаклизмам, протягивает руку биомедицинской этике как молодой науке, а практической медицине – духовное окормление пациентов и медработников.

Не к слиянию, а к синергизму призывает Православная Церковь медицинскую науку и практику. В этом синергизме было положено освещение проблем современной медицины в свете православной вероучительной истины в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Но многие аспекты современной медицинской деятельности еще не нашли отражения в решениях Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ и имеются только частные богословские мнения или мнения обществ православных врачей. Их нам и предстоит обсуждать в поисках истинных решений.

В связи с этим хочется закончить доклад призывом Святителя Луки: «Откроем широко сердца свои перед Божественной правдой, но будем же служить и правде земной, чем можем».



1 Аркадий Гуртовцев. Траката, или гимнастика для глаз // Здоровье и успех 2003. №6, -с. 16.




Библиография:
1. Библия.
2. Свт. Архиепископ Лука (Войно-Ясиницкий) «Дух, душа и тело»
3. «Материалы Международной духовно-медицинской конференции», изд. Симферопольской и Крымской епархии 2005, Симферополь;
4. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2000, Москва;
5. В.И.Васильев, С.М.Смирнов, И.Г.Федоров «Наша вера», «Ковчег» 2003, Москва;
6. Труды Минской Духовной Академии №1. Минская Духовная Академия, 2002, Жировичи


В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову