На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу

Фрагмент иконы "Спас Вседержитель с предстоящими" часовни Святого Духа.

Икона "Спас Нерукотворный" на южном фаcаде звонницы

Икона Прп. Евфросинии Полоцкой на фасаде крестильной церкви

ИСКУССТВА

МОЗАИКА, РОСПИСИ

...В отличии от духовной картины, которая опирается на сюжет и видимое подобие, образ - творение не только для рассмотрения, наставления, а, в первую очередь, для молитвы.

К огда-то Василий Великий сформулировал понятие: "Образ есть подобие первообраза", и это обозначило путь развития церковного, сакрального искусства. Согласно своей семантике образ - та же проповедь. В отличии от духовной картины, которая опирается на сюжет и видимое подобие, образ - творение не только для рассмотрения, наставления, а, в первую очередь, для молитвы. Ещё на VII Вселенском Соборе было точно определено отношение к мастеру, как человеку, который благодаря своему таланту, умению может донести идею, посланную ему свыше.
Белорусский живописец Виктор Барабанцев пришел в церковное искусство, будучи уже зрелым человеком, со свойственным каждому художнику стремлением выразить себя как творческую личность и смелостью отразить свое авторское видение . Однако молитвенное состояние в соответствии с образом несравнимо с эстетическим наслаждением. Поэтому В. Барабанцева с особой силой привлекает возможность высказать свою позицию как художника в строгих рамках канона церковного искусства . И, безусловно, его не могли не увлечь возвращенные из многовекового забвения образы Божией Матери, преподобной Ефрасинии Полоцкой, которые снова волнуют сегодня белорусских живописцев.
Возможность реализовать свои поиски возникла у В. Барабанцева во время работы над декоративной программой комплекса храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Первым опытом этого начинания стало небольшое мозаичное панно "Преподобная Евфросиния игумения Полоцкая" над входом в храм, посвященном ей, покровительнице Беларуси. Главная же идея - изобразить Престольный образ на главном входе -колокольни - требовала от мастера не только глубокого изучения иконографии сюжета. Выделив в сюжете монументальную сущность, В. Барабанцев смог постичь глубокое духовное содержание. Важно также было учесть все реальные условия восприятия будущего монументального произведения. В синтезе с архитектурой он прозвучал особенно выразительно. И когда Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II, приехав в Беларусь, освящал этот образ, казалось, смальта начала излучать настоящий Свет тихий.
В. Барабанцеву как художнику и иконописцу свойственно умение передавать в своем творчестве видимые только ему тайны, временами неощутимые для простого человека. В этом убеждаешься, когда смотришь на образы и живописные работы В.Барабанцева, которые были представлены на выставке "Образ наших дней". Укрепляешься в этом убеждении, когда смотришь на "пригласительное" панно с образом Божией Матери, которая покрывает всех своей милостью, вселяя надежду в души всех сейчас скорбящих. Идут все верующие, поклоняясь святому образу. "Мати Божия снисходит на землю", - говорят одни без тени хитрости. "Мати Божия летит над землей", - говорят другие , и это тоже правда. "Мати Божия зовет нас за собой", - скажут третьи и тоже не ошибутся...

Геннадий Лаврецкий, искусствовед,
председатель архитектурно-художественного совета
Беларусского экзархата.

 

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на северном фасаде звонницы


БАРАБАНЦЕВ Виктор Kирилович
г. Минск

Родился 28.09.1947. В 1968 г. Окончил Минское художественное Училище. В 1978 г. Белорусский государственный театрально - художественный институт. С 1976 участник художественных выставок. Работает в области исторической картины, живописи, портрета.
Годы напряженного творческого и педагогического труда (В. Барабанцев преподает в Академии исскуств) чередуются с годами активного участия в выставках в Минске, Брюселе (Бельгия) Парламент в здании НАТО, на Кипре (Греция), Швеции, Голандии, Нью-Йорке (здание ООН) и др., где он выставлял свои серии с Чернобыльского цикла, а также пейзажи, полотна с древними замками Новогрудка, Крева, Мира.
Сложные по технике и интересные многоцветные фрески на сюжеты Священного Писания на стенах в церкви деревни Лебедева в Молодеченском районе, трудоемкие, профессионально сделанные мозаики в церквях Минска "Всех скорбящих Радость" и Марии Магдалины; в Доме Милосердия. Приглашают художника и за пределы Беларуси. В городе Белостоке, что в Польше в соборе Святого Духа находится его мозаичное панно.

Член Белорусского Союза Художников с І983 г.
Лауреат премии профсоюзов Беларуси І99І г.
Лауреат премии за Духовное возрождение 2001 г.

 
В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову